Министерство образования Российской Федерации
МОУ ДОД
Центр Дополнительного Образования
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МОУ ДОД ЦДО
_____________
Фатьянова А.Ф.
«01»___10__
2009 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
объединения
«Авиамоделирование»
(образовательная
программа рассчитана для возраста учащихся от 11 – 16 лет, срок реализации – 2
года)
Покоянов
Алексей Николаевич
Педагог
Высшей
категории
Зоркин
Олег Евгеньевич
Педагог
Высшей категории
г. Кызыл
2008 г.
Тип программы:
модифицированная |
(типовая, модифицированная или
адаптированная, экспериментальная, авторская) |
Образовательная
область:
профильная |
(профильная,
многопрофильная: естествознание, искусство, культурная, духовная или
физическая антропология) |
Направленность
деятельности:
спортивно-техническая |
(научно-техническая, спортивно-техническая,
физкультурно-спортивная и т.д.) |
Способ освоения
содержания образования:
творческий и репродуктивный,
исследовательский |
(репродуктивный, эвристический,
алгоритмический, исследовательский, творческий) |
Уровень освоения
содержания образования:
углубленный,
профессионально-ориентированный |
(общекультурный, углубленный,
профессионально-ориентированный) |
Уровень реализации
программы:
дополнительное образование |
(дошкольное образование, начальное,
основное или среднее общее ) |
Форма реализации
программы:
индивидуальная, групповая |
(групповая, индивидуальная) |
Продолжительность реализации программы:
двухгодичная |
(одногодичная, двухгодичная, трехгодичная) |
Пояснительная записка.
Организация и содержание работы
объединения.
Организация авиамодельного объединения. Основная форма организации внеклассной
работы по техническому творчеству – добровольное объединение учащихся,
проявляющих особый интерес к определенной области техники.
Принципы организации объединения:
идейная направленность работы с учащимися, добровольность выбора ими профиля
технических объединений в соответствии с личными интересами и способностями,
массовость, творческий характер и общественно полезная направленность работы,
самостоятельность и инициатива учащихся при проведении мероприятий в объединении.
Цель занятия в объединении –
воспитание подрастающего поколения, развитие у школьников интереса и любви к
технике и труду, творческих способностей, формирование конструкторских умений и
навыков. В объединении ребята должны научиться, целенаправленно применять
полученные знания и практические навыки в разработке и изготовлении различных
технических устройств.
Авиамодельное объединение относятся к
спортивно-техническому моделизму. В нем в течение 2 лет занимаются, как
правило, школьники 5 – 8 классов. Каждый из учащихся первого и второго года
занятий имеет свои особенности.
Занятия первого года, или начальные,
рассчитаны на учащихся 5 – 6 классов, не имеющих специальных знаний и навыков
практической работы. Число учащихся не менее 10. Учебный год в объединении
продолжается с октября по май, включая осенние, зимние и весенние каникулы.
Однако во время каникул большая часть учебного времени посвящается экскурсиям,
соревнованиям, слётам и показательным запускам моделей. Объединения первого
года обычно работают два раза в неделю по 3 ч, т.е. 216 ч в год.
В объединении второго года занятий
деятельность учащихся приобретает определенную направленность, что требует от
них некоторых специальных знаний, умений и навыков. Программа этого года
рассчитана на школьников 6 – 8 классов. Число учащихся не менее 10.
Продолжительность занятий 6 ч в неделю (два занятия по 3 ч каждое), итого – 216
ч в год.
В зависимости от особенностей и
содержания работы объединения рекомендуется проводить занятия со всеми
учащимися одновременно. Так, теоретические занятия, беседы, экскурсии,
соревнования проводят со всеми учащимися. При сборке, отделке и окраске моделей
уделяется внимание каждому учащемуся.
Планирование и проведение занятий. Одно из важнейших условий успешного
проведения учебно-воспитательной работы в объединении — ее плановость и
организационная четкость. Работа планируется в начале учебного года.
Его структура и содержание зависят от
года занятий объединения, материальной базы, опыта руководителя и других
факторов.
Учебная работа планируется на
основании модифицированной программы.
Примерно пятая часть времени
отводится на теоретические занятия, остальное — на практические. Продолжительность
бесед не более 10 — 15 мин.
Занятия авиамодельного объединения
проводятся в специально оборудованных лабораториях. Обычно на одном занятии
сочетаются различные виды деятельности: учащиеся слушают объяснения педагога4,
выполняют практические работы, конструируют модели самолетов и планеров,
самостоятельно изучают техническую и справочную литературу, журналы.
Итак, занятия включают: сообщение
теоретических сведений, формирование умений и навыков в выполнении различных
операций, закрепление и проверку полученных знаний и навыков. На практических
же занятиях школьники учатся работать ножом, рубанком, паять, изготавливают
модели и т.д. Закрепляют полученные знания и навыки при самостоятельной работе
над моделями.
Занятия в авиамодельном объединение
отвечают следующим задачам:
1.Определить на основе программы и
плана работы учебную цель каждого занятия .
2. Правильный подбор учебного
материала с учетом содержания темы и поставленных задач. Подобрать учебный
материал с учетом содержания темы.
3. Воспитать у школьников в процессе
занятий чувства патриотизма, интернационализма и высоких нравственных качеств.
4. Использовать разнообразные методы
работы с учетом темы, уровня подготовки учащихся, материальной базы; эти методы
обеспечивают максимальную активность всех школьников, творческий подход к решению
поставленных задач.
5. Сочетать коллективную и
индивидуальную работу учащихся. В объединениях первого года занятий
использовать фронтальную форму, для таких тем, как «Модели из бумаги»,
«Воздушные змеи» и «Модели из пенопласта».
Методы обучения. На занятиях авиамодельного
объединения применяют различные методы обучения, которые обеспечивают получение
учащимися необходимых знаний, умений и навыков, активизируют их мышление,
развивают и поддерживают интерес к авиамоделизму.
Излагается теоретический материал,
используя словесные методы: рассказ, объяснение или беседу; сочетать с
демонстрацией учебно-наглядных пособий, действующих моделей или конструкций.
Чтобы выработать у учащихся практические умения и навыки, им вначале предлагается изготовить несложные
модели. Затем, усложняя задание, школьники приучаются к самостоятельности, вводятся элементы творчества.
Выбор метода обучения зависит от содержания занятий, уровня
подготовки и опыта учащихся. Так, на первом году занятий используется метод
инструктирования. В объединениях второго и особенно третьего годов занятий
применяется методы консультаций и работы с технической и справочной
литературой; школьники подготавливают сообщения и рефераты по основным
проблемам авиации.
Основной метод проведения занятий
объединения – практические работы как важнейшее средство связи теории и
практики в обучении. Их цель — закрепить и углубить полученные теоретические
знания учащимися, сформировать соответствующие навыки и умения.
На выбор методов обучения существенно
влияет материально-техническая база объединения: наличие материалов,
инструмента, оборудования.
Правильная постановка учебного
процесса, сочетание разных методов обучения способствуют развитию технического
мышления школьников и успешной
работе авиамодельного объединения.
Массовая работа. Важную роль в работе авиамодельного
объединения играют встречи с летчиками, конструкторами, учеными, проведение
тематических вечеров, участие в технических конференциях, слетах,
соревнованиях.
Большой успех среди учащихся имеют
беседы, проводимые с привлечением ученых и специалистов. Тематика их может быть
разнообразной: «Новости науки и техники», «Авиация — народному хозяйству»,
«Часовые неба» и др. Беседы сопровождаются показом кинофильмов, плакатов и т.д.
В результате таких встреч учащиеся не только расширяют свой кругозор, но и получают
представление о будущих профессиях.
Основная форма проведения итогов
учебного года в авиамодельном объединении – организация отчётной выставки и
соревнований. В конце учебного года во внешкольном учреждении организуется
выставка технического творчества, на которой демонстрируются авиамодели.
Лучшие работы учащихся экспонируются
на городских, районных, областных и всероссийских
выставках детского технического творчества. Проведению подобных выставок обычно
предшествуют смотры технических объединений, приуроченные к знаменательным датам.
Организацию и проведение
соревнований, в которых будут участвовать школьники, планируется проводить на
основе плана городских, районных, областных и всероссийских соревнований.
Работа объединения первого года
занятий завершается внутри кружковыми,
городскими, областными и российскими соревнованиями.
Станки и инструмент. В авиамодельном объединении
применяют станки: комбинированный по дереву, сверлильный, заточный, фрезерный,
токарно-винторезный, шкурильные.
Инструмент индивидуального
пользования (нож, лобзик с пилками; ножницы, тиски параллельные, напильник с
крупной насечкой, рубанок) закрепляют за каждым учащимся на время занятий.
Количество комплектов соответствует числу рабочих мест плюс два запасных.
Учебно-наглядные
пособия.
Значительному повышению качества учебного процесса способствует широкое
применение учебно-наглядных пособий и технических средств обучения
(магнитофона, диапроектора, эпидиаскопа). Лучшие наглядные пособия — готовые
авиамодели и их наборы.
Охрана труда. Для обеспечения нормальных условий
работы авиамодельного объединения педагог и школьники должны знать и соблюдать
правила безопасности труда, промышленной санитарии и гигиены труда, а также
пожарной безопасности.
Рабочие места в лаборатории
организуются так, чтобы предупредить возможность несчастного случая,
обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования у учащихся трудовых
навыков, воспитания культуры труда.
Чтобы учащиеся сознательно выполняли
требования безопасности, освоили безопасные приемы работы, необходимо
правильно организовывать обучение, систематически и тщательно инструктировать
учащихся. Вопросам безопасности труда посвящается второе занятие, а в дальнейшем
проводится вводный и текущий инструктажи на рабочих местах с использованием
предупредительных надписей, плакатов, инструкций. Инструктаж сопровождают показом
безопасных приемов работы. В процессе занятий объединения руководитель
постоянно контролирует, как учащиеся выполняют требования безопасности, при
необходимости осуществляется повторный инструктаж с демонстрацией правильных
приемов работы ручным инструментом.
Полная версия tyvaaviamodel.ucoz.ru/programma_aviamodelnogo_obedinenija.doc