Воскресенье, 22.10.2017, 07:31
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

Министерство образования Российской Федерации

 

МОУ ДОД

Центр Дополнительного Образования

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:                 

                                                                             Директор МОУ ДОД ЦДО

                                                                             _____________ Фатьянова А.Ф.

                                                                             «01»___10__ 2009 г.

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

объединения

«Авиамоделирование»

 

(образовательная программа рассчитана для возраста учащихся от 11 – 16 лет, срок реализации – 2 года)

 

 

 

 

                                                                   Покоянов Алексей Николаевич

                                                                                                                Педагог

                                                                                                                Высшей категории

 

                                                                                                                Зоркин Олег Евгеньевич

                                                                                                                Педагог

                                                                                                     Высшей категории

                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кызыл

2008 г.


Тип программы:

модифицированная

(типовая, модифицированная или адаптированная, экспериментальная, авторская)

 

Образовательная область:

профильная

(профильная, многопрофильная: естествознание, искусство, культурная, духовная или физическая антропология)

 

Направленность деятельности:

спортивно-техническая

(научно-техническая, спортивно-техническая, физкультурно-спортивная  и т.д.)

 

Способ освоения содержания образования:

творческий и репродуктивный, исследовательский

(репродуктивный, эвристический, алгоритмический, исследовательский, творческий)

 

Уровень освоения содержания образования:

углубленный, профессионально-ориентированный

(общекультурный, углубленный, профессионально-ориентированный)

 

Уровень реализации программы:

дополнительное образование

(дошкольное образование, начальное, основное или среднее общее )

 

Форма реализации программы:

индивидуальная, групповая

(групповая, индивидуальная)

 

 Продолжительность реализации программы:

двухгодичная

(одногодичная, двухгодичная, трехгодичная)

 


Пояснительная записка.

Организация и содержание работы объединения.

Организация авиамодельного объединения. Основная форма организации внеклассной работы по техническому творчеству – добровольное объединение учащихся, проявляющих особый интерес к определенной области техники.

Принципы организации объединения: идейная направленность работы с учащимися, добровольность выбора ими профиля технических объединений в соответствии с личными интересами и способностями, массовость, творческий характер и общественно полезная направленность работы, самостоятельность и инициатива учащихся при проведении мероприятий в объединении.

Цель занятия в объединении – воспитание подрастающего поколения, развитие у школьников интереса и любви к технике и труду, творческих способностей, формирование конструкторских умений и навыков. В объединении ребята должны научиться, целенаправленно применять полученные знания и практические навыки в разработке и изготовлении различных технических устройств.

Авиамодельное объединение относятся к спортивно-техническому моделизму. В нем в течение 2 лет занимаются, как правило, школьники 5 – 8 классов. Каждый из учащихся первого и второго года занятий имеет свои особенности.

Занятия первого года, или начальные, рассчитаны на учащихся 5 – 6 классов, не имеющих специальных знаний и навыков практической работы. Число учащихся не менее 10. Учебный год в объединении продолжается с октября по май, включая осенние, зимние и весенние каникулы. Однако во время каникул большая часть учебного времени посвящается экскурсиям, соревнованиям, слётам и показательным запускам моделей. Объединения первого года обычно работают два раза в неделю по 3 ч, т.е. 216 ч в год.

В объединении второго года занятий деятельность учащихся приобретает определенную направленность, что требует от них некоторых специальных знаний, умений и навыков. Программа этого года рассчитана на школьников 6 – 8 классов. Число учащихся не менее 10. Продолжительность занятий 6 ч в неделю (два занятия по 3 ч каждое), итого – 216 ч в год.

В зависимости от особенностей и содержания работы объединения рекомендуется проводить занятия со всеми учащимися одновременно. Так, теоретические занятия, беседы, экскурсии, соревнования проводят со всеми учащимися. При сборке, отделке и окраске моделей уделяется внимание каждому учащемуся.

 

 

 

Планирование и проведение занятий. Одно из важнейших условий успешного проведения учебно-воспитательной работы в объединении — ее плановость и организационная четкость. Работа планируется в начале учебного года.

Его структура и содержание зависят от года занятий объединения, материальной базы, опыта руководителя и других факторов.

Учебная работа планируется на основании модифицированной программы.

Примерно пятая часть времени отводится на теоретические занятия, остальное — на практические. Продолжи­тельность бесед не более 10 — 15 мин.

Занятия авиамодельного объединения проводятся в специально обо­рудованных лабораториях. Обычно на одном занятии сочетаются различные виды деятель­ности: учащиеся слушают объяснения педагога4, выполняют практические работы, конструируют модели самолетов и планеров, самостоятельно изучают техническую и справочную литературу, журналы.

Итак, занятия включают: сообщение теоретических све­дений, формирование умений и навыков в выполнении различных операций, закрепление и проверку полученных знаний и навыков. На практических же занятиях школьники учатся работать ножом, рубанком, паять, изготавливают модели и т.д. Закрепляют полученные знания и навыки при самостоятельной работе над моделями.

Занятия в авиамодельном объединение отвечают следующим задачам:

1.Определить на основе программы и плана работы учебную цель каждого занятия .

2. Правильный подбор учебного материала с учетом содержа­ния темы и поставленных задач. Подобрать учебный материал  с учетом содержания темы.

3. Воспитать у школьников в процессе занятий чувства патриотизма, интернационализма и высоких нравственных качеств.

4. Использовать разнообразные методы работы с учетом темы, уровня подготовки учащихся, материальной базы; эти методы обеспечивают максимальную активность всех школьников, творческий подход к решению постав­ленных задач.

5. Сочетать коллективную и индивидуальную работу учащихся. В объединениях первого года занятий использовать фронтальную форму, для таких тем, как «Модели из бумаги», «Воздушные змеи» и «Модели из пенопласта».

Методы обучения. На занятиях авиамодельного объединения приме­няют различные методы обучения, которые обеспечивают получе­ние учащимися необходимых знаний, умений и навыков, активизи­руют их мышление, развивают и поддерживают интерес к авиамоделизму.

Излагается теоретический материал, используя словесные методы: рассказ, объяснение или беседу; сочетать с демонстрацией учебно-наглядных пособий, действующих моделей или конструкций.

Чтобы  выработать у учащихся практические умения и навыки, им вначале предлагается изготовить несложные модели. Затем, усложняя задание, школьники приучаются к самостоятельности, вводятся элементы творчества.

Выбор метода обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовки и опыта учащихся. Так, на первом году занятий используется метод инструктирования. В объединениях вто­рого и особенно третьего годов занятий применяется методы консультаций и работы с технической и справочной литературой; школьники подготавливают сообщения и рефераты по основным проблемам авиации.

Основной метод проведения занятий объединения – практические работы как важнейшее средство связи теории и практики в обуче­нии. Их цель — закрепить и углубить полученные теоретические знания учащимися, сформировать соответствующие навыки и умения.

На выбор методов обучения существенно влияет материально-техническая база объединения: наличие материалов, инструмента, обо­рудования.

Правильная постановка учебного процесса, сочетание разных методов обучения способствуют развитию технического мышления школьников и успешной работе авиамодельного объединения.

Массовая работа. Важную роль в работе авиамодельного объединения играют встречи с летчиками, конструкторами, учеными, прове­дение тематических вечеров, участие в технических конференциях, слетах, соревнованиях.

Большой успех среди учащихся имеют беседы, проводимые с привлечением ученых и специалистов. Тематика их может быть разнообразной: «Новости науки и техники», «Авиация — народному хозяйству», «Часовые неба» и др. Беседы сопровождаются показом кинофильмов, плакатов и т.д. В результате таких встреч учащиеся не только расширяют свой кругозор, но и полу­чают представление о будущих профессиях.

Основная форма проведения итогов учебного года в авиамодельном объединении – организация отчётной выставки и соревнований. В конце учебного года во внешкольном учреждении организуется выставка технического творчества, на которой демонстрируются авиамодели.

Лучшие работы учащихся экспонируются на  городских, районных, областных и всероссийских выставках детского техниче­ского творчества. Проведению подобных выставок обычно предше­ствуют смотры технических объединений, приуроченные к знаменатель­ным датам.

Организацию и проведение соревнований, в которых будут участвовать школьники, планируется проводить на основе плана городских, районных, областных и всероссийских соревнований.

Работа объединения первого года занятий завершается  внутри кружковыми, городскими, областными и российскими сорев­нованиями.

Станки и инструмент. В авиамодельном объединении применяют станки: комбинированный по дереву, сверлильный, заточный, фре­зерный, токарно-винторезный, шкурильные.

Инструмент индивидуального пользования (нож, лобзик с пил­ками; ножницы, тиски параллельные, напильник с крупной насеч­кой, рубанок) закрепляют за каждым учащимся на время заня­тий. Количество комплектов соответствует числу рабочих мест плюс два запасных.

Учебно-наглядные пособия. Значительному повышению качества учебного процесса способствует широкое применение учебно-нагляд­ных пособий и технических средств обучения (магнитофона, диа­проектора, эпидиаскопа). Лучшие наглядные пособия — готовые авиамодели и их наборы.

Охрана труда. Для обеспечения нормальных условий работы авиамодельного объединения педагог и школьники должны знать и соблюдать правила безопасности труда, промышленной санитарии и гигиены труда, а также пожарной безопасности.

Рабочие места в лаборатории организуются так, чтобы предупре­дить возможность несчастного случая, обеспечить наиболее благо­приятные условия для формирования у учащихся трудовых на­выков, воспитания культуры труда.

Чтобы учащиеся сознательно выполняли требования безопас­ности, освоили безопасные приемы работы, необходимо правильно организовывать обучение, систематически и тщательно инструктировать учащихся. Вопросам безопасности труда посвящается второе занятие, а в дальнейшем проводится вводный и текущий инструкта­жи на рабочих местах с использованием предупредительных надписей, плакатов, инструкций. Инструктаж сопровождают показом безопасных приемов работы. В процессе занятий объединения руководитель постоянно контролирует, как учащиеся выполняют требования безопасности, при необходимости осуществляется повторный инструктаж с демонстрацией правильных приемов работы ручным инструментом.

Полная версия tyvaaviamodel.ucoz.ru/programma_aviamodelnogo_obedinenija.doc